На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Владение работой (часть вторая)

 

Для того чтобы работник владел своей работой, получал запланированный результат, и при этом сохранил возникающий к работе интерес, необходимо соблюдение трех условий:

  1. Работник должен владеть процессом выполнения работы, процессом, в котором создается результат. Владение процессом подразумевает контроль и воздействие на процессы, непосредственно связанные с работой, и процессы, которые могут влиять на ее выполнение, то есть владениеситуацией. Работник, хорошо выполняющий свою работу, подобен отлаженному механизму, в работу которого могут вмешаться не связанные с работой силы и сорвать получение результата.

  2. Для предотвращения случайности и срывов в работе работник должен уметь решать возникающие в работе проблемы, а также, по возможности, предвидеть их появление и выполнять упреждающие действия по предотвращению новых проблем. Но в этом случае работник будет перегружен работой, пытаясь ее выполнить, контролировать окружающую ситуацию, устранять возникающие проблемы, да еще пытаться предотвратить новые. Такое выполнение работы далеко от состояния преодоления или «потока», присущего интринсивной мотивации, поэтому необходимо третье условие.

  3. Работник должен выполнять работу легко, чтобы не потерять интереса к работе от возникающего излишнего напряжения и усталости. Легкость выполнения — важный показатель состояния работника для сохранения его внимания на результате и процессе выполнения работы. Приложение сверхусилий или дополнительные затраты времени говорят, что работник не владеет своей работой и не справляется с ней. Если работнику не нравится работа, он начинает избегать ее выполнения, работа делается дольше и требует больших затрат со стороны работника. Для тех, кто с удовольствием и интересом берется за работу и выполняет ее, не откладывая доводит начатое до результата, работа будет восприниматься как более легкая.

Предложенные выше три условия владения работой можно выразить через пять факторов содержания работы, которые отражают способность и умение работника владеть своей работой. Наличие приведенных выше трех условий для владения работой и получения результата в работе раскрывается в восприятии этих пяти факторов содержания работы. К ним относятся: владение началом работы, владение процессом выполнения работы, владение завершением работы, решаемые в работе проблемы и легкость выполнения работы. Первые три фактора определяют способность работника владеть всем процессом своей работы, четвертый и пятый факторы — способность решать проблемы и делать работу легкой для выполнения.

1. Владение началом работыстепень, с которой работник способен получать работу, планировать ее выполнение, определять задачи в работе, проводить подготовительные действия. Владение началом работы позволяет работнику проявлять инициативу в работе, получать лучшие результаты, поскольку качество формируется именно на подготовительном этапе, чувствовать себя инициатором действий и работы. Владение началом работы отличается от приемлемости цели в том, что подразумевает способность работника инициировать действия и проводить подготовительную работу, а приемлемость — соответствие цели работы личным целям работника и его способности влиять на постановку целей в работе. Владение началом работы больше относится к возможностям и умениям работника, а приемлемость — к целям и желаниям.

Пример. Работник по техобслуживанию оборудования будет больше владеть началом работы и будет больше уверен в результате, если будет сам определять время и объем работ по обслуживанию, самостоятельно подготавливать необходимый инструмент и расходный материал, предварительно знакомиться с технологической картой обслуживания и ремонта, чем работник, который только выполняет технологические операции и не участвует в их подготовке и планировании.

2. Владение процессом выполнения работыстепень, с которой работник владеет процессом выполнения работы, действиями по ее выполнению, технологией, оборудованием, материалами и может взаимодействовать с другими работниками по работе. Владение процессом выполнения работы позволяет работнику проявить свои профессиональные навыки и умения, влиять на получаемые в работе результаты и время выполнения работы. На этапе осуществления действий по выполнению работы проявляются мотивационные характеристики деятельности — усилия, старание, настойчивость, добросовестность и направленность. На процесс выполнения работы, как правило, затрачивается основное время, на этом же этапе возникают проблемы и необходимость в их решении, происходит мотивация самим процессом работы и ее выполнением. На этом же этапе накапливается усталость работника, связанная с трудоемкостью действий, напряженностью внимания и эмоциональной нагрузкой.

Пример. Программист, который пишет программы быстро, свободно добавляет в них новые функции, расширяет их возможности, используя новинки программного обеспечения, будет больше владеть процессом выполнения работы, чем программист, сделавший тот же объем работ, но не использующий новые возможности программного обеспечения.

3. Владение завершением работыстепень, с которой работник владеет завершением выполнения работы, способен получить результат в работе, сохранить и передать его в организации. Владение завершением работы позволяет работнику не только получить результат в работе, но и оставить ее незаконченной, чтобы закончить в удобный ему момент времени. Владение завершением работы имеет дело с качеством действий, умением не сложить ранее выполняемые действия, а преобразовать имеющийся объем выполненной работы в готовый результат. Владение завершением работы и получением результата, прежде всего связаны с предвосхищением результата работы и его получением независимо от воздействия на работу со стороны организации, внешней среды и других сил.

Пример. Для хирурга, делающего операцию, владение завершением работы будет означать, что по окончании операции он может определенно сказать о результате проведенной операции и сделать прогноз дальнейшего состояния пациента.

4. Решение проблем в работестепень, в которой работа связана с выполнением ряда действий по решению возникающих при ее выполнении проблем. Решение возникающих проблем необходимо для обеспечения получения намеченного результата. Решаемые в работе проблемы показывают не только владение самим процессом работы, но и всей ситуацией, связанной с выполняемой в организации работой. Если работник не решает в работе все возникающие проблемы, а ставит достижимые без каких-либо проблем цели, значит он не использует в полной мере свои возможности в работе, что свидетельствует о низкой мотивации работой. Преодолеваемые в работе проблемы, наоборот, свидетельствуют о наличии внутренней мотивации, направленной на получение результата.

Пример. Специалист отдела маркетинга, выполняющий работу по формированию ценовой политики, разрешил возникшие перед ним проблемы, связанные с анализом рынка, что говорит о его высокой степени владения работой по сравнению с другим работником, который избегал вопросов, связанных с анализом рынка, в связи с возможными проблемами, что может в итоге повлиять на результат работы.

5. Легкость выполнения работыстепень, с которой выполнение работы и получение результата не связано с усталостью, напряжением внимания и эмоциональной нагрузкой работника. Легкость в работе обеспечивается навыком работника выполнять работу, пользуясь приемами и методами ее выполнения, умением выявлять и решать возникающие проблемы, что способствует достижению намеченного результата и внутренней мотивации работой. Легкость выполнения работы является прямой противоположностью трудоемкости действий, связанных с ее выполнением. Трудности, усталость, ослабление внимания, увеличение ошибок связаны с невладением работника выполняемой работой, что приводит к неудовлетворенности работой. Для возникновения мотивации работой работник должен уметь работать, т. е. владеть работой так, чтобы не приходилось принуждать себя. По словам Г. Форда «Ничто действительно нас интересующее не может быть для нас трудным».

Пример. Для преподавателя легкость работы будет заключаться в знании материала, основ педагогики, приемов и методов преподавания конкретного предмета, в знании интересов и потребностей студентов. В этом случае, преподаватель может сконцентрировать внимание на получаемом результате — знаниях и умениях студентов, а не только на собственных действиях или учебном материале.  (продолжение следует)

Картина дня

наверх